Будь в курсе!

опубликовано 26.03.2012

Владимир Юзбашев: «Стиль в интерьере — это гармония»

Архитектор и дизайнер Владимир Юзбашев принадлежит к поколению активных людей‚ которые прошли хорошую школу в России и вдобавок переняли опыт зарубежных коллег. О том‚ какое образование ценится сегодня среди молодых архитекторов и в чем состоит ключевое отличие отечественной подготовки от западной‚ мы и решили с ним поговорить.
 
 
Несколько фактов о…
Владимир ЮЗБАШЕВ
2004
Стал лауреатом Всероссийского конкурса дипломных работ. В том же году учредил при Союзе московских архитекторов объединение «AK_Reflection»‚ в рамках которого провел ряд международных выставок‚ семинаров и художественных акций‚ посвященных проблемам новейшей московской и мировой архитектуры.
2006
Стал лауреатом смотра-конкурса «Перспектива» (диплом общественного признания‚ диплом в разделе «Портфолио»).
2007
Получил первую премию конкурса на создание проекта гостиничного комплекса на Страстном бульваре.
2009
Получил премию Red Dot Design Award (авторитетная награда в области дизайна‚ присуждаемая европейским Центром дизайна земли Северный Рейн — Вестфалия).
Член правления Союза архитекторов России‚ член Союза московских архитекторов‚ магистр архитектуры‚ преподаватель Московского архитектурного института‚ преподаватель Британской высшей школы дизайна.
— Владимир‚ вы потомственный архитектор?
 
— Нет‚ ни мои родители‚ ни бабушки-дедушки никакого отношения к архитектуре не имели. В детстве мне очень нравилось рисовать. Меня привлекал аналитический архитектурный рисунок‚ который выглядит как 3D-модель — трехмерные головы‚ слепки с большим количеством сечений… В общем‚ я перепутал свое детское увлечение с архитектурой и поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ).
 
— Сколько лет длится серьезное архитектурное образование?
 
— Все мое обучение заняло 12 лет: два года я занимался на подготовительных курсах‚ шесть лет в институте‚ год в магистратуре‚ еще три — в аспирантуре. Кстати‚ я защитил магистерскую диссертацию на тему «Пространственные построения и их интерпретации в творчестве звезд современной архитектуры рубежа XX–XXI вв.».
 
— Вы много общаетесь с зарубежными коллегами. Расскажите‚ в чем отличие российского образования от европейского?
 
— Я третий год преподаю архитектурное проектирование в Британке (Британская высшая школа дизайна)‚ поэтому у меня есть удивительная возможность сравнить две системы подготовки. Образование‚ которое дает МАРХИ‚ очень и очень архаично. Оно фундаментально‚ по сути‚ консервативно и отстает от британского на 200 лет. Но это отнюдь не значит‚ что у них все хорошо‚ а у нас плохо. Преимущества отечественной подготовки состоят в том‚ что студентов несколько лет учат черчению‚ рисованию‚ а также знакомят с предметами вроде социологии‚ градостроительства‚ истории искусств и архитектуры. В Британской школе все это заменено общим предметом Critical and Cultures Studies‚ который дает довольно размытое представление о культуре.
 
— С чем же связаны эти несходства в образовательных стандартах?
 

Авторский надзор‚ частный интерьер в Москве
— Рациональность западной системы‚ в сущности‚ происходит не от хорошей жизни. Их образование довольно сильно прижимают‚ и студенты там учатся только три раза в неделю‚ а не шесть‚ как у нас. Принципиально то‚ что наш вуз воспринимает студента как чистый лист и пытается на этой белой бумаге нарисовать специалиста‚ которого сразу можно посылать на передовую‚ при этом самого персонажа совершенно не берут в расчет. На Западе же в большей степени обращают внимание на личность самого студента. Преподаватели за границей задают вектор подготовки и предполагают‚ что учащиеся пойдут в библиотеки‚ раскопают материал‚ поймают преподавателя на какой-нибудь неточности и сделают самостоятельные выводы. Российская же молодежь выстраивается в линеечку и ждет‚ когда ей скажут‚ что и как надо делать.
Несхожи и сами способы преподавания. В России есть установленная программа‚ которую изменить крайне сложно‚ а в зарубежных школах‚ в той же Британке‚ она каждый год новая. Конечно‚ там государство тоже определяет‚ что студент должен уметь в конце подготовки‚ но каждый преподаватель придумывает сам‚ как этому научить.
 
— Какие зарубежные учебные заведения самые интересные?
 
— Если говорить о Великобритании‚ то это‚ наверное‚ архитектурная школа Bartlett и Лондонская архитектурная ассоциация‚ уже ставшая сегодня неким брендом.
Когда-то образцовой считалась голландская школа‚ на которую все смотрели с восхищением. В связи с этим не могу не назвать Делфтский университет‚ один из самых мощных в нашей отрасли. Но когда мы проводили совместный семинар с тамошними студентами‚ узнали‚ что они очень недовольны своим обучением. Я им сказал‚ что их вуз считается лучшим‚ но они помялись-помялись и говорят: «Да просто у нас PR-отдел хороший».
Мне кажется‚ будущему архитектору необходимо поехать за границу‚ я жалею‚ что мне не удалось получить образование еще и за рубежом‚ хотя я там и участвовал в огромном количестве разных семинаров.
 
— Какова же‚ на ваш взгляд‚ оптимальная стратегия получения образования в сфере архитектуры?
 

Семинар в Британской высшей школе дизайна
— Сейчас у нас происходит своего рода строительный бум‚ и все европейские специалисты стремятся сюда. Так что переход на зарубежные стандарты неизбежен‚ и хорошо бы знакомить с ними студентов еще в вузах. Поэтому‚ на мой взгляд‚ правильная схема такова: поступить в отечественный вуз‚ а затем получить стипендию или грант на учебу в Азии‚ Старом или Новом Свете. Таким образом‚ по окончании подготовки молодой специалист станет универсальным архитектором‚ ведь ему необходимо понимать особенности работы в Европе‚ США‚ Китае.
 
— Вы считаете‚ многое зависит от менталитета и образа мысли?
 
— Конечно! Знаете‚ как российские студенты создают проект? Они говорят: «Надо создать грандиозную идею!» Хотят‚ чтобы яблоко упало на голову и они смогли воскликнуть: «Эврика!» Европейцы же считают‚ что надо посмотреть аналоги‚ отыскать хорошую идею и воплотить ее в данном конкретном случае.
У них аналитический ум и критическое мышление развиты с детства‚ у нас же «критическое мышление» означает «способность критиковать»‚ то есть находить слабые стороны. Например‚ мои студенты по моей просьбе легко определяют недостатки какого-либо проекта‚ а его положительные стороны назвать не могут. А ведь критическое мышление — это способность посмотреть на объект свежим взглядом‚ проанализировать его.
 
— Когда вы едете в другой город‚ вы турист или архитектор?
 

Публичная лекция на «Красном Октябре»
— После стольких лет работы я не в состоянии быть просто туристом. Такие‚ как я‚ заселяются в отель‚ берут в руки карту и смотрят на нее как на план‚ пытаются понять‚ как тут все организовано. Обычно архитекторы приезжают в тот или иной город не потому‚ что это просто хороший город. У них есть длиннющий список объектов‚ которые нужно увидеть‚ заранее намечены маршруты‚ чтобы поскорее все объехать. Один мой друг‚ профессионал высочайшего класса‚ говорит: «Это как биатлон‚ где надо выбить пять мишеней. Так и мне нужно посмотреть на ту церковь‚ тот дворец‚ этот памятник…»
Один из моих любимейших городов — Барселона. Другое классное место — Гонконг‚ причем он кажется замечательным благодаря не столько архитектуре‚ сколько рельефу и тому‚ как он использован. Гонконг расположен на берегу‚ там огромные горы‚ на набережной есть небоскребы… И вот вы сначала ходите между ними‚ задирая голову‚ а потом заезжаете на пик Виктория и разглядываете высотки сверху‚ как на плане. Это очень странное ощущение‚ когда одни и те же гигантские объекты (там сотни метров в высоту) вы видите с разных сторон.
А еще я люблю ездить в Италию‚ хотя бы потому‚ что эта страна нам ближе по духу‚ чем‚ например‚ Англия. (Смеется.)
 
— А небольшие населенные пункты представляют для вас интерес?
 
— Я очень кстати вспомнил об Италии. Там как раз маленькие городки и любопытно посещать. Нет ощущения‚ что они находятся на отшибе‚ а некоторые достопримечательности даже круче‚ чем в Риме.
 
— Что вы скажете об архитектурных особенностях Москвы?
 

«Архитектор должен знать не только российские стандарты‚ но и особенности работы в Европе‚ США‚ Китае».
— Если бы власти захотели исправить градостроительный каркас столицы‚ то это удалось бы сделать с помощью только такой глобальной реконструкции‚ какая была в Париже в конце XIX века. Одно время мы даже проводили ряд семинаров под лозунгом «Спасти Москву» и пытались найти средства‚ чтобы улучшить ситуацию.
Мои сегодняшние студенты думают‚ что они будут заниматься дизайном интерьеров‚ но за последние 15 лет те‚ кто хотел что-то изменить в своем жилище‚ уже сделали это. Сейчас наступило время‚ когда москвичи‚ выходя на улицу‚ понимают: нужно приводить в порядок не только внутренние помещения своих домов‚ но и пресловутое общественное пространство. Огромное количество существующих проблем делает работу в нашей стране интересной‚ ведь все проблемы — начиная от обустройства дворов и заканчивая выбором дверных ручек — требуют решения.
 
— Как обычно приступают к проектированию пространства?
 
— Есть несколько подходов‚ например сценарный (вы‚ словно в фильме‚ начинаете перемещаться по комнате) или эстетический (когда пространство воспринимается как некая скульптура). Но‚ как правило‚ работа всегда начинается с рисунка. И здесь надо‚ повторюсь‚ сказать спасибо фундаментальному отечественному образованию‚ которое в течение четырех лет дает навыки рисования от руки. Ничего подобного нет больше ни в одной школе‚ европейцы эту способность безвозвратно утратили.
 
— Что бы вы назвали примером дурного стиля в дизайне? Сегодня представления о плохом и хорошем в этой области очень размыты.
 

Церемония награждения Red Dot Design Award
— Понимаете‚ не бывает плохого стиля‚ равно как и плохого цвета. Но некоторые люди пытаются что-то имитировать‚ тратят огромное количество ресурсов‚ а в итоге получают подделку низкого качества. Кроме того‚ я считаю неприемлемым тотальное микширование стилей‚ хотя многие пользуются приемом «накидать все в одну кучу‚ и что-то получится». Это неверные и грубые подходы к созданию интерьера‚ но сейчас именно они популярны.
Мой партнер говорит: «Стиль — то‚ что стильно»‚ имея в виду нечто собранное в одну внятную картину. Стиль — это просто гармония.
 
— А как оформлена ваша собственная квартира?
 
— Пространство‚ в котором я живу‚ довольно радикальное. Я создавал его‚ когда еще был студентом‚ соответственно‚ немногое мог сделать сам и был ограничен в средствах.
Это стандартная квартира в типовом доме‚ она неудобна и неверно спланирована‚ но исправить что-то чрезвычайно трудно‚ поскольку дом панельный. Больше всего мне не нравилась стена‚ разгораживающая пространство‚ и я превратил ее в нож‚ который вторгается в помещение извне и все там разрушает. Находясь там‚ понимаешь‚ что это часть какой-то катастрофы…
 
— Что вас может вдохновить?
 
— Есть давно изведанный рецепт: нужно смотреть и изучать классику. И это должно стать привычкой.
 
Беседовала Мария ШАБУРОВА.
Фото из личного архива Владимира Юзбашева
 
Журнал «Обучение & карьера» № 04 (от 26 марта 2012)
 

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

сегодня

нет событий