Будь в курсе!

опубликовано 29.01.2014

В печать!

Каждый день мы имеем дело с книгами‚ журналами‚ тетрадями‚ блокнотами‚ визитками‚ справками и прочими подобными изделиями. Все они пришли к нам из типографии‚ где над их изготовлением работали многие люди.
 
 
Когда долгий процесс редакционных согласований‚ утверждений‚ подбора иллюстраций и корректуры пройден‚ макет издания отправляется в типографию. Работа полиграфического производства состоит из трех этапов: подготовка (создание печатных форм‚ в том числе клише‚ подбор красок)‚ непосредственно печать и послепечатная обработка (брошюровка‚ переплет‚ склейка‚ упаковка и т.д.). Предприятия бывают универсальными или специализируются на отдельных способах печати (глубокая‚ трафаретная‚ офсетная) и видах самой продукции (художественные книги‚ глянцевые журналы‚ учебная литература‚ конторские и ценные бумаги и т. п).
 
Тот‚ кто хочет работать в данной отрасли‚ может получить профильное образование в колледже или вузе‚ среди них Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова‚ полиграфический техникум № 56‚ Московское про­фес­сиональное училище № 144‚ Московский государственный университет печати (МГУП).
 
Трудиться в типографии непросто‚ несмотря на то что очень многие операции выполняются автоматически. В цехе возможен специфический запах клея‚ краски‚ бумаги‚ микрочастицы порошков‚ поэтому важно‚ чтобы у сотрудников не было аллергии. Также последователи Ивана Федорова нередко имеют ненормированный рабочий день‚ им приходится выходить в ночные смены и праздничные дни.
 
 
До
 
Получив образец — макет будущего изделия‚ колорист-технолог разрабатывает соотношение красок‚ регулирует их концентрацию‚ делает пробные оттиски и сверяет с оригиналом.
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Изготовлением печатных форм занимается матрицор. Отделывальщик клише обрабатывает их и крепит на специальных подставках; для этого он должен уметь обращаться с фацетным‚ фрезерным‚ сверлильным и строгальным станками. Юстировщик выверяет и точно подгоняет высоту шрифта‚ размер формы‚ выравнивает матрицу. От его работы зависит‚ насколько симметричным и однородным по насыщенности будет отпечатанный текст. Еще несколько лет назад на данном этапе были задействованы гравер шрифта и резчик деревянного шрифта‚ однако сейчас такие специалисты есть в штате немногих производств благодаря автоматизации большинства процессов.
 
В типографиях‚ выпускающих ценные бумаги‚ бланки государственного образца (паспорта‚ свидетельства‚ дипломы и т.п.)‚ высокохудожественные издания‚ а также на монетном дворе работают стереотиперы. Они отвечают за изготовление специальных клише‚ которые помогают нанести несколько слоев краски‚ металлопокрытия. Так на изделии появляются неповторимые и невоспроизводимые узоры и линии‚ необходимые для идентификации подлинности документа. Также над безопасностью ценных бумаг трудятся гильоширы‚ создавая многоцветные орнаменты (гильоши) в виде сетки волнистых фигурных линий‚ переплетающихся между собой.
 
Если предприятие печатает нотные тетради и сами партитуры музыкальных произведений‚ то в его штате должны быть нотографик и нотогравер (особенно если здесь имеют дело с произведениями современных композиторов‚ а не переиздают классические записи). Первый набирает нотный оригинал музыкальных произведений‚ наносит буквы и слова‚ вычерчивает необходимые музыкальные знаки. Второй вручную гравирует на свинцовых досках нотный текст и буквенные обозначения. Причем сначала он производит необходимые расчеты и лишь потом переписывает оригинал в обратном отражении‚ иначе на бумаге он получится перевернутым.
 
Нельзя забывать о таких мастерах‚ как препаратор‚ который испытывает краски‚ кислоты‚ щелочи‚ масла‚ смолы‚ порошки‚ необходимые для печати‚ и акклиматизатор‚ отвечающий за подготовку бумаги и отсутствие следующих дефектов: деформация готового издания‚ выпадение страниц‚ скручивание листов.
 
После них в работу вступает колорист — специалист по смешению красок и подбору цветовой гаммы. Получив образец — макет будущего изделия‚ колорист-технолог разрабатывает соотношение красок‚ регулирует их концентрацию‚ делает пробные оттиски и сверяет с оригиналом. Колористу-исполнителю (оператор станции смешения) достаточно пользоваться уже существующими технологическими картами и рецептурами.
 
Хотя обычно в типографию из редакции приходит готовая верстка‚ в штате крупных предприятий обязательно есть оператор электронного набора и верстки — вдруг что-то придется оперативно исправить или доработать. Наконец‚ после длительной подготовки макет попадает к печатнику.
 
 
В процессе
 
ФОТО: ИТАР-ТАСС
В зависимости от сферы деятельности разделяют печатника-тиснильщика‚ специалистов по плоской (офсетной)‚ глубокой‚ высокой‚ брайлевской печати (для слепых). Эти люди изготавливают книги‚ буклеты‚ журналы‚ листовки‚ визитки‚ открытки и многое другое. Есть в этой сфере и более узкие специализации. Например‚ нумеровщик работает над созданием изделий с порядковыми номерами (квитанции‚ талоны‚ направления‚ рецепты и т.п.)‚ а результатами труда машиниста тетрадных агрегатов пользуются все школьники и студенты.
 
Работа печатника невозможна без знаний о формах‚ способах корректировки бумаг и красок‚ приемах регулирования машин. Таким про­фес­сионалам приходится иметь дело с сырьем. Их работа начинается с изучения условий проекта и настройки станка (индивидуально под каждый проект) и продолжается до тех пор‚ пока заказ не сдан заказчику. Во время затишья мастера обычно сами проводят профилактику: чистку‚ смазку‚ замену изношенных деталей типографских агрегатов.
 
 
И после
 
ФОТО: ИТАР-ТАСС
Несмотря на то что многие операции выполняются автоматически‚ сотрудники типографий нередко выходят на работу в ночные смены и праздничные дни.
Затем полиграфическую эстафету перенимает брошюровщик‚ который отвечает за соединение отдельных листов и обложки. Поступившие в цех листы бумаги он выравнивает‚ разрезает и складывает (фальцует) отпечатанный лист так‚ чтобы получилась тетрадь. В данном полуфабрикате уже можно увидеть будущее изделие. При печати издания брошюровщик комплектует из тетрадей книжные блоки и скрепляет их‚ а затем на специальной машине покрывает обложкой. Мастер работает на специальном оборудовании‚ которое позволяет добиться нужной точности и избавляет от больших физических нагрузок‚ так что занимать такую должность вполне способны и мужчины‚ и женщины.
 
Родственная брошюровщику профессия — переплетчик‚ и в небольших типографиях за оба этих фронта работ отвечает один человек. Труд переплетчиков состоит из множества разнообразных операций. Так‚ он подбирает нужный материал (бумага‚ коленкор‚ ледерин‚ лаки и пленки‚ а также кожа‚ бархат‚ шелк — для подарочных изданий книг)‚ раскраивает его‚ закрашивает обрез‚ заклеивает и округляет корешок‚ вставляет блок в крышку. В крупных типографиях эти необходимые операции делят между собой перфораторщик‚ машинисты швейных‚ фальцевальных‚ резальных и приклеечных машин. Все названные манипуляции являются конечными‚ а значит‚ требования к качеству работы мастеров очень высоки‚ ведь от них зависит внешний вид изделий.
 
Переплетчик учитывает качество используемых материалов‚ объем и плотность бумаги и в зависимости от этого производит регулировку оборудования. При изготовлении художественных покрытий необходим хороший вкус‚ который помогает специалисту в подборе мозаичного рисунка или тиснения.
 
Переплетчики‚ к слову‚ работают не только в типографиях или издательских домах‚ но и в рекламно-сувенирных фирмах‚ в библиотечных фондах. Некоторые мастера трудятся в переплетных и реставрационных мастерских. Здесь они вручную приделывают обложки к старинным книгам и документам‚ восстанавливают поврежденные издания‚ дезинфицируют их‚ укрепляют углы‚ канты‚ крышки‚ старые корешки.
 
Тигельщик (оператор тигельного‚ то есть высекательного пресса) есть не во всех типографиях. Обычно эти мастера нужны при изготовлении упаковки‚ также без них невозможно производство детских картонных и бумажных книг нестандартных форм.
 
Затем в дело включаются упаковщики-комплектовщики. Они трудятся на фальцевально-клеевой линии и выборочно контролируют продукцию‚ уведомляя старшего контролера или технического директора обо всех несоответствиях‚ сбоях в работе оборудования‚ упаковывают и подсчитывают произведенные изделия.
 
На всех стадиях производства в типографии нужен наладчик полиграфического оборудования. Он готовит машины к работе‚ следит за их правильной эксплуатацией и производит необходимое техническое обслуживание. Это должен быть опытный специалист широкого профиля‚ так как техники на печатном производстве используется немало.
 
Несмотря на то что все чаще люди отдают предпочтение электронным книгам и Интернету‚ типографии по-прежнему загружены заказами. Так что в полиграфии каждый способен найти себе дело по душе.
 
Автор текста: Юлия МАЦКИВСКАЯ
 
Журнал «Обучение & карьера» № 02 от 27 января 2014 года
 

КОММЕНТАРИИ

Новый пост

Нет комментариев.

САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

сегодня

нет событий