Будь в курсе!

опубликовано 25.11.2013

От земли до неба

Гражданская авиация — особенный мир со своими жесткими правилами‚ нерушимыми традициями‚ особыми профессиями и сильными характерами.
 
 
Команда на земле
 
Фото: AIRBERLIN/ONEWORLD
Одними из первых встречают самолет с производства и сопровождают его в ангар авиатехники (они же авиамеханики). Это специалисты по техническому обслуживанию летательных аппаратов и двигателей. Их главная обязанность — поддержание воздушного судна в состоянии летной готовности‚ и они‚ как врачи‚ не имеют права на ошибку: на 80% безопасность пассажиров в воздухе зависит от работы‚ проведенной на земле. Потому эти мастера обследуют любые суда‚ прибывшие в аэропорт‚ в том числе транзитные.
 
После заруливания машины на стоянку и выключения двигателей техник получает от членов экипажа информацию о поведении воздушного судна в небе и приступает к осмотру‚ регулированию‚ а при необходимости — к ремонту. Такое оперативное обслуживание обязательно производят перед каждым рейсом и после него. Авиамеханики проверяют работу мотора на разных режимах и остального оснащения лайнера. В полет техники выпускают только полностью исправный аппарат. Если же самолет необходимо оставить на стоянке‚ его зачехляют и пришвартовывают к привязям.
 
Для удобства обслуживания лайнер поделен на условные зоны: силовые установки‚ планер‚ шасси‚ систему управления полетом‚ бытовое оборудование‚ двигатели‚ системы кондиционирования и гидравлики и т.д. Соответственно‚ бригада сервисменов укомплектована техниками разного профиля (например‚ сигнальные огни проверяет специалист по авиационному и радиоэлектронному оборудованию)‚ впрочем‚ каждый из них знаком и со смежными областями.
 
Мастер должен знать технические данные и конструкцию летательных аппаратов‚ понимать устройство их двигателей и принципы работы основных технических узлов. В профессии есть свои минусы: часто приходится работать с химикатами‚ при постоянном шуме и вибрации‚ существует опасность ушибов и травм при контакте с оборудованием.
 
Механиков готовят авиационные училища‚ а чтобы получить квалификацию «инженер-механик»‚ придется окончить профильный вуз. Для получения допуска на обслуживание самолетов иностранного производства необходимо пройти специализированные курсы‚ получить сертификат и знать иняз.
 
Не менее важная «земная» должность в отрасли — авиадиспетчер. Это специалист по управлению воздушным движением‚ его главная задача заключается в сохранении безопасной дистанции между самолетами в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Главный диспетчер аэродрома составляет суточный план полетов‚ согласовывает его выполнение с другими службами и коллегами из других аэропортов.
 
Диспетчер постоянно отслеживает процесс полета‚ учитывая метеоусловия и график движения судов‚ с помощью радиолокационного оборудования. Рабочее место специалиста оснащено мониторами отображения воздушной обстановки‚ различными сигнальными табло‚ средствами связи‚ таблично-знаковыми индикаторами‚ планшетами‚ столами ведения графиков‚ справочной информацией. Он постоянно находится на связи с экипажами судов и с профессионалами из смежных зон ответственности.
 
Контроль движения самолета осуществляют с момента запуска двигателя перед взлетом до заруливания на стоянку после посадки. Занимается этим не один человек‚ а целая команда‚ и у каждого человека свое поле деятельности‚ своя сфера ответственности‚ все работают‚ словно передавая друг другу эстафетную палочку. Так‚ диспетчер руления контролирует любые передвижения по территории аэродрома самолетов и наземного транспорта на летном поле. Диспетчер старта и посадки руководит взлетающими и приземляющимися судами. Диспетчер круга управляет движением в радиусе 50 км‚ на высоте до 2100 м. Прилетающим он выдает разрешение на заход на посадку‚ а вылетающим — указания о наборе высоты. Диспетчер подхода управляет движением на высоте 2100–5700 м и в радиусе 90–120 км от аэродрома. Он определяет очередность захода на посадку и временные интервалы. На одного диспетчера одновременно приходится подчас 10–20 самолетов.
 
Диспетчеры контролируют движение самолета от момента запуска двигателя перед взлетом до заруливания лайнера на стоянку после посадки. Занимается этим не один человек‚ а целая команда‚ и у каждого своя зона ответственности.
Служба работает круглосуточно‚ и специалисты по управлению движением несут вахту посменно. Чтобы успешно выполнять обязанности‚ они должны знать авиационные правила‚ летно-технические характеристики судов‚ нормы воздушной навигации и метеорологии и т.д. Каждый диспетчер знает‚ что его ошибки могут привести к катастрофе и гибели людей. Огромная ответственность при большом объеме работы‚ высокая скорость решений и стрессоустойчивость — вот главные качества профессионального диспетчера.
 
Он также должен иметь высшее образование и регулярно повышать квалификацию. Кроме того‚ обязательным требованием является знание английского языка (уровень 4 по шкале ICAO — International Civil Aviation Organization‚ Международная организация гражданской авиации). Среди бонусов профессии — право на досрочную пенсию: для мужчин — с 50 лет‚ для женщин — с 45‚ при условии что они проработали в службах управления полетами не менее 12‚5 и 10 лет соответственно.
 
Штурман — еще один специалист‚ только раньше он работал в небе‚ а теперь обычно трудится на земле‚ так как на борту лайнера его заменяет автопилот. Этот человек занимается прокладкой трасс и маршрутов‚ исследует и определяет оптимальный курс‚ вычисляет путь перемещения транспорта‚ отмечает его на карте и следит за работой навигационных устройств. Кроме того‚ он учитывает влияние погодных условий на передвижение. Штурман пользуется разнообразными приборами (измерители скорости сноса‚ автоматические радиокомпасы‚ радиолокаторы‚ высотомеры и др.).
 
Профессия требует от своего представителя больших интеллектуальных‚ физических и нервно-психических затрат. Штурман должен быть ответственным‚ педантичным‚ уравновешенным человеком‚ уметь рационально действовать в экстремальных ситуациях.
 
Данную специальность тоже можно освоить в летных училищах; продолжить образование и стать специалистом с высшим образованием (инженером-штурманом) удастся‚ окончив академию гражданской авиации.
 
 
Сервис-команда
 
Очень многое в подготовке полета для пассажиров остается за кадром‚ и заняты в данном процессе немало людей. В их числе операторы техники‚ которые водят автобусы от здания аэропорта до трапа самолета‚ управляют самими трапами‚ перевозят багаж‚ операторы обработки самолетов‚ осуществляющие деайсинг‚ или противообледенительную обработку воздушного судна. Подобное очищение аэродинамических поверхностей от налипшего снега и образовавшегося инея и покрытие авиалайнера защитным составом особенно важно для крыльев и хвостового оперения самолета‚ различных датчиков‚ сигнальных фонарей‚ стекла кабины. Профессия обработчика не требует особой подготовки‚ важно лишь научиться обращаться с оборудованием‚ а необходимость его использования и вид нужного раствора определяет техник в зависимости от погодных условий. Защитное покрытие действует около 15 минут‚ поэтому процедуру проводят непосредственно перед вылетом‚ после посадки пассажиров на борт.
 
Несмотря на наличие разнообразного ультрасовременного оснащения‚ на летном поле в отдельных случаях еще продолжает трудиться стартер — специалист аэродромной команды‚ который находится непосредственно на взлетно-посадочной полосе (ВПП) и визуально контролирует ситуацию. Он даже вправе запретить маневры экипажа без согласования с диспетчерами. К обязанностям стартера относится контроль ситуации и информирование пилотов о возникших неисправностях‚ например о невыходе стоек шасси‚ посадочного гака и т.п. Такие профессионалы в настоящее время‚ как правило‚ работают только на грунтовых аэродромах местного и вспомогательного значения. В крупных аэропортах их функции возлагают на диспетчеров‚ хотя в нештатных ситуациях и там могут быть временно назначены стартеры из числа наиболее подготовленных членов аэродромного персонала.
 
Еще один незаменимый сервисмен (обычно в спортивной и любительской авиации) — риггер. Это специалист‚ прошедший курс подготовки по укладке‚ обслуживанию и ремонту парашютной техники. Он укладывает запасные парашюты‚ производит их мелкий ремонт. Это очень сложная и ответственная профессия‚ ее представитель должен иметь знания в области геометрии и отлично ориентироваться во всех системах величин‚ а также обладать физической силой‚ ловкостью.
 
 
Команда в воздухе
 
Фото: AIRFRANCE
Наконец лайнер готов к взлету‚ пассажиры тоже прошли все положенные службы — таможенный досмотр‚ регистрацию на рейс‚ и в салоне их ожидает экипаж корабля‚ состав которого зависит от типа воздушного судна и условий рейса.
 
Профессия пилота пассажирского самолета является одной из самых тяжелых и ответственных. Конечно‚ в современных машинах есть множество приборов‚ которые помогают в управлении‚ но люди должны постоянно анализировать поступающую информацию‚ представляя в деталях состояние и работу систем и агрегатов. Каждому полету предшествует подготовка‚ в процессе которой командир авиаподразделения информирует экипаж о задании‚ маршруте‚ особенностях трассы‚ радиотехническом и навигационном оборудовании основного и запасных аэродромов. Пилоты получают информацию о метеорологической обстановке на трассе и в пунктах посадок‚ определяют порядок действий при обходе районов с опасными погодными явлениями.
 
Получив разрешение авиадиспетчера‚ первый пилот‚ он же командир корабля‚ выруливает на взлетно-посадочную полосу‚ где лайнер берет разгон и‚ оторвавшись от земли‚ набирает высоту‚ после чего разрешено включить автопилот. При включенном автоматическом управлении ритм работы экипажа уже не такой напряженный. Перед тем как начать снижение и перевести самолет вновь на ручное управление‚ командир запрашивает данные о погоде на аэродроме посадки‚ уточняет курс‚ учитывая направление и силу ветра. Принимать решения помогают сообщения диспетчеров‚ показания множества приборов и чувство полета‚ которое складывается из звука двигателя‚ ощущений вибрации и крена.
 
Пилоту приходится действовать в жестких временных рамках‚ когда на каждую операцию отведено совсем немного времени. При этом нужно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым к решению сложных задач‚ а они в полете могут возникнуть неожиданно.
Пилоту приходится действовать в жестких временных рамках‚ когда на каждую операцию отведено совсем немного времени. При этом нужно сохранять высокую концентрацию и постоянно быть готовым к решению сложных задач‚ а они в полете могут возникнуть неожиданно.
 
Пилотов гражданских авиалиний готовят в летных училищах‚ но в процессе работы эти специалисты постоянно проходят переквалификацию и сдают экзамены.
 
Бортинженер — член летного экипажа воздушного судна‚ обеспечивающий безотказное функционирование силовых установок и прочих систем во время полета. Он управляет двигателями‚ шасси‚ механизацией крыла‚ устраняет возникшие в небе неисправности. Контролировать ситуацию инженеру помогает приборное и электронное оборудование‚ компасы и автопилоты. В случае отказа автоматики каких-то систем данный специалист вручную управляет ими.
 
Перед тем как лайнер поднимется в небо‚ инженер знакомится с машиной: когда и по какому регламенту она прошла техобслуживание‚ какой ресурс у двигателей‚ какие замечания о работе оборудования записаны в бортовой журнал предшествующим экипажем‚ как и когда они устранены и т.д. Затем он проводит тщательную проверку внутренних систем. Здесь необходимы хорошие знания устройства гидравлических и электрических систем самолета и двигателей‚ силовых установок.
 
Он уточняет фактическую заправку горючим и смазочными материалами‚ соответствие их количества расчетным показателям‚ проверяет готовность салона и кабины‚ в частности контролирует зарядку кислородных и противопожарных баллонов‚ наличие воды и химических жидкостей в туалетных комнатах и буфете‚ проверяет исправность оборудования. Также он контролирует надежность закрытия дверей‚ крышек люков багажных отсеков и т.п.
 
Фото: AIRFRANCE
Спрос на бортинженеров постоянно растет‚ к тому же этот специалист вполне способен переквалифицироваться‚ освоив смежную профессию. Так‚ он может дорасти до командира воздушного судна‚ стать инструктором-наставником для молодых авиаторов‚ перейти к работе наземного техника (хотя это и считается понижением в должности).
 
Стюарды — нередко единственные члены экипажа‚ которые непосредственно имеют дело с пассажирами‚ поэтому их считают лицом авиакомпании. Одно из правил их работы гласит: что бы ни происходило в служебном помещении‚ пассажиры должны видеть только уверенных и улыбчивых членов экипажа. Наверное‚ именно из-за этой внешней легкости у пассажиров складывается ложное представление о бортпроводниках как о небесных официантах. На самом деле их работа не менее ответственна‚ чем труд пилотов‚ ведь главная задача стюардов и стюардесс — обеспечение безопасности пассажиров‚ например при попадании в турбулентность или в случае угона лайнера террористами. Мало кто знает‚ что бортпроводник должен уметь эвакуировать пассажиров из самолета за 90 секунд.
 
Конечно‚ во время рейса стюарды обеспечивают пассажиров всем необходимым и оказывают помощь в любом деле: размещают ручную кладь‚ находят место‚ инструктируют перед взлетом‚ предлагают напитки и еду и даже оказывают первую медицинскую помощь.
 
Одно из правил работы бортпроводников гласит: что бы ни происходило в служебном помещении‚ пассажиры должны видеть только уверенных и улыбчивых членов экипажа.
Бортпроводников готовят в специализированных учебных центрах. В первую очередь кандидаты обязаны иметь крепкое здоровье‚ поэтому претендентов на место в экипаже при прохождении врачебно-летной комиссии вращают на особом стуле для проверки вестибулярного аппарата‚ заставляют пробежаться по специальной дорожке с прикрепленными к телу датчиками и подвергают прочим подобным испытаниям. Придется пройти и основательное психологическое тестирование. Умение договариваться с самыми разными людьми — одно из наиболее ценных качеств бортпроводника‚ потому большое внимание уделяют изучению психологии.
 
Чтобы стать стюардом‚ надо быть легким на подъем‚ иметь правильную речь‚ терпение‚ быть общительным‚ доброжелательным. Высокие требования предъявляют и к внешности соискателей. Знание английского языка (или нескольких языков) в несколько раз увеличивает шансы на трудоустройство. Авиакомпании заинтересованы в специалистах‚ которые имеют подходящее образование (например‚ квалификацию медицинского работника‚ педагога‚ лингвиста‚ официанта).
 
Бортпроводникам за опытность (точнее‚ за количество набранных летных часов) присваивают звания — классы (от третьего до первого). Стюардесс первого класса нередко переводят в инструкторы‚ а в 45 лет бортпроводник уже имеет право выйти на пенсию.
 
Автор текста: Юлия МАЦКИВСКАЯ
 
 

КОММЕНТАРИИ

Новый пост

Нет комментариев.

САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

сегодня

нет событий