Будь в курсе!

опубликовано 29.08.2012

Долгий путь печатных изданий: от А до Я

Мы каждый день держим в руках книги‚ газеты‚ журналы и не догадываемся‚ что все они проходят одинаковый путь: и мамин «Караван историй»‚ и папины «Ведомости»‚ и Cosmo подруги‚ и учебник по сопромату брата. А создают их команды удивительных людей!
 
 
Все профессии издательского дела и полиграфии имеют немало общего‚ хотя‚ как и везде‚ здесь есть свои нюансы. Многое зависит от специфики печатного произведения‚ его жанра и периодичности. Например‚ в ежедневной газете работа не прекращается и ночью‚ а у некоторых журналов‚ выходящих шесть раз в год‚ на подготовку одного номера отведено два месяца. Глянцу не обойтись без штата фотографов‚ бильдредакторов и дизайнеров‚ а в районной малотиражке могут трудиться всего три человека — корреспондент‚ редактор и верстальщик. Однако сам процесс создания полиграфической продукции практически универсален!
 
 
Исходный материал
 

Фото: FOTOSEARCH.COM
Хороший вкус и образное мышление‚ общая эрудированность и креативность — все это помогает сотрудникам редакции делать журнал интересным‚ ярким и красивым!
Все начинается с разработки плана номера и написания статей. Конечно‚ если корреспондент узнает какую-то сенсационную новость‚ такую «бомбу» ставят вне очереди (обычно на подобные замены и публикации с колес идут газеты). Как правило‚ тему будущего материала предлагает редактор‚ однако инициатива может исходить и от журналиста‚ который присылает свой список. После согласования плана и уточнения деталей начинается самое интересное: нужно оперативно собрать информацию и проверить факты‚ которые станут основой текста‚ продумать структуру и заголовки‚ чтобы с первых же строк заинтересовать потенциального читателя. Журналист (особенно если он специализируется на интервью) должен хорошо знать психологию людей‚ уметь быстро устанавливать контакт с собеседником‚ быть легким на подъем. Для этого специалиста очень важны наблюдательность и скорость реакции!
 
Сейчас статьи в основном пересылают в электронном виде. Но еще некоторое время назад во всех издательствах трудились наборщики текста‚ которые расшифровывали рукописи и перепечатывали их на машинке. Отчасти их функции переняли нынешние операторы ПК. Сегодня к их услугам прибегают в основном пожилые писатели‚ еще не освоившие компьютер. Многие рассматривают данную должность в качестве начальной ступени карьеры‚ к примеру‚ часто так подрабатывают студенты.
 
 
Слово редактору
 
Этот специалист создает концепцию будущего издания‚ заказывает материалы журналистам и внештатникам‚ контролирует своевременное и качественное выполнение заданий‚ оценивает авторский текст с точки зрения раскрытия темы и пр. Важно‚ чтобы и у самого редактора был хороший слог‚ чувство стиля‚ так как нередко ему приходится не только принимать чужие статьи‚ но и писать заметки самостоятельно. Обычно на эту должность берут креативных‚ коммуникабельных и стрессоустойчивых людей. Данный специалист работает с иллюстраторами и художниками-оформителями‚ корректорами и верстальщиками.
 
В крупных компаниях принято разделение труда между редакторами. Главный отвечает за стратегию всего издания‚ определяет его тематику и маркетинговую политику. Если организация выпускает несколько журналов и руководитель не может заниматься всеми ими с должной отдачей‚ отдельные проекты поручают шеф-редактору.
 
Выпускающий участвует в составлении планов публикаций‚ передает заказ в типографию. Он взаимодействует с полиграфическим предприятием и следит за технологией процесса выхода журнала‚ но к содержимому практически не имеет отношения. Одна из его задач — координировать деятельность журналистов‚ корректоров‚ иллюстраторов‚ верстальщиков.
 
В крупных издательствах есть сотрудники по работе с авторами (ищут внештатников‚ формулируют задания для них‚ контролируют написание материалов) и литературные редакторы. Последние стремятся к тому‚ чтобы каждое предложение было безупречно в грамматическом и стилистическом плане. Эти мастера должны обладать широким кругозором‚ творческим мышлением‚ иметь склонность к кропотливому труду‚ быть усидчивыми.
 
Если необходимо оценить произведение с научной точки зрения‚ приглашают экспертов в конкретной области (математика‚ бухучет‚ педиатрия и пр.). Такие работники выступают в качестве научных редакторов.
 
За достойное исполнение продукта отвечает технический редактор. Он составляет спецификации и следит за их соблюдением‚ то есть проверяет‚ пригодны ли иллюстрации и другие элементы для воспроизведения на полиграфическом оборудовании. Проблемами оформления издания занимается художественный редактор. Он оценивает результаты работы дизайнеров (эскизы‚ макеты и др.)‚ совместно с техредом готовит к печати обложку.
 
 
Как на картинке!
 
Чтобы технический и художественный редакторы смогли приступить к своей части работы‚ у них должен быть иллюстративный материал. Его подбирают бильдредакторы‚ которые отвечают за поиск‚ создание‚ редактирование и размещение фотографий‚ за формирование и хранение архива. Они сотрудничают с художниками‚ фотографами‚ ищут подходящие изображения в фотобанках‚ взаимодействуют с пресс-службами компаний и информагентств. Эти работники должны прекрасно ориентироваться в тематике издания и знать специализированные компьютерные программы‚ основы цветокоррекции‚ верстки. Хороший вкус и образное мышление‚ общая эрудированность и креативность — все это поможет бильду сделать журнал ярким и красивым!
 
В крупных изданиях‚ чья концепция подразумевает рисованные иллюстрации‚ есть штатный художник. При оформлении книги или номера журнала данный специалист читает текст‚ прислушивается к пожеланиям редактора‚ затем представляет свои эскизы на утверждение. Современные иллюстраторы умеют рисовать не только на бумаге‚ но и в графических программах‚ при необходимости пользуются электронным планшетом‚ сканером.
 
 
Вычитка и правка
 
Одновременно с художником или бильд-редактором текст получает корректор — специалист‚ который исправляет ошибки логического‚ грамматического‚ орфографического‚ пунктуационного характера. Он проверяет структуру и содержание статей‚ отслеживает правильность написания терминов‚ условных сокращений и обозначений‚ символов‚ единиц измерения. Такая работа требует от исполнителя высокой грамотности‚ внимательности‚ умения сосредотачиваться.
 
В небольших издательствах обязанности корректора нередко выполняет редактор‚ хоть это и не совсем правильно: он должен следить за раскрытием заданной темы‚ а не искать ошибки и опечатки.
 
 
Сборка пазла
 
Среди верстальщиков много выпускников технических вузов.
Когда текст вычитан‚ иллюстрации подобраны и все одобрено редактором‚ материал отправляют на верстку. Там в соответствии с заранее утвержденным шаблоном компонуют страницы‚ определенным образом размещая набранные строки‚ таблицы‚ заголовки и иллюстрации. Причем в каждом издании существуют свои правила относительно используемых шрифтов‚ межстрочных интервалов и т.п.
 
Существует набор компьютерных продуктов‚ которыми обязан владеть верстальщик: издательские системы QuarkXPress‚ Adobe PageMaker‚ графические программы Adobe Illustrator‚ Adobe Photoshop‚ Adobe InDisign‚ CorelDRAW. Работы для полиграфии обычно проводят на компьютерах платформы Мac‚ а не РС‚ поэтому специалисту должны быть хорошо знакомы межплатформенные манипуляции. Возможно‚ как раз потому среди верстальщиков много выпускников технических вузов! Таким сотрудникам не обойтись без развитого наглядно-образного мышления‚ цветоощущения‚ отличного глазомера. Кроме того‚ важны аккуратность и самокритичность.
 
В обязанности верстальщика не входит составление оригинал-макетов‚ подбор рисунков‚ но настоящий профессионал способен заменить дизайнера‚ что зачастую происходит в небольших компаниях. Вообще‚ именно дизайнер разрабатывает детали оформления статьи или книги‚ а верстальщик просто собирает весь материал‚ как пазл‚ в соответствии с принятыми в редакции требованиями.
 
 
Последователи Ивана Федорова
 
Наконец‚ когда этап согласований‚ утверждений и корректуры пройден‚ макет издания отправляют в типографию. Там трудятся матрицоры‚ изготовители трафаретов‚ шкал и плат‚ операторы смешения красок‚ печатники.
 
Работа последних из перечисленных специалистов невозможна без знаний печатных форм‚ сортов бумаги‚ способов корректировки цвета красок‚ приемов регулирования печатной машины. В зависимости от сферы деятельности разделяют печатника-тиснильщика‚ печатника плоской и глубокой печати. Несмотря на то что полиграфические процессы становятся все более автоматизированными‚ некоторые ручные операции все еще остаются обязательными!
 
Затем к работе приступает брошюровщик. Он отвечает за соединение отдельных листов в книгу или брошюру. Поступившие в цех листы выравнивают‚ разрезают‚ складывают (фальцуют) так‚ чтобы получилась тетрадь. В подобном полуфабрикате уже можно увидеть будущий журнал! При печати книги мастер комплектует из тетрадей книжные блоки и скрепляет их‚ затем на специальной машине покрывает блок обложкой. Брошюровщик работает на таком оборудовании‚ которое помогает добиться нужной точности и избавляет от больших физических нагрузок‚ поэтому занимать данную должность могут и мужчины‚ и женщины.
 
Завершает процесс переплетчик (иногда его обязанности выполняет брошюровщик). Он использует такие материалы‚ как бумага‚ коленкор и ледерин — ткань‚ пропитанную полимером. Перелеты журналов обычно бумажные (лаковые)‚ газеты в них вообще не нуждаются. Мастер делает выкройку‚ закрашивает обрез‚ заклеивает и закругляет корешок блока. Все операции при изготовлении печатных изделий являются конечными‚ поэтому требования к качеству работы переплетчика очень высоки!
 
Трудиться в типографии непросто‚ несмотря на то что сегодня многие операции выполняет автоматика. В цехе присутствует специфический запах клея‚ краски‚ бумаги‚ поэтому важно‚ чтобы у служащих не было аллергии.
 
 
Начало карьеры и ее развитие
 
Трудиться в типографии непросто‚ несмотря на то что сегодня многие операции выполняет автоматика.
Получить профильное образование можно в Полиграфическом колледже № 56‚ Московском издательско-полиграфическом колледже им. Ивана Федорова. Если же вы нацелены на более основательную подготовку‚ вам прямая дорога в один из вузов — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)‚ Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ)‚ Московский педагогический государственный университет (МПГУ)‚ Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова (МГУП)‚ Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)‚ Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина‚ Российский университет дружбы народов (РУДН)‚ Университет Российской академии образования.
 
Несомненными плюсами издательства (в большей степени) и полиграфии являются творческий характер деятельности‚ отсутствие рутины. Еще один положительный момент — возможность удаленной работы. Представители всех перечисленных выше специальностей востребованы на кадровом рынке‚ несмотря на стереотип‚ что полиграфический продукции становится меньше. Да‚ сейчас все реально найти в Интернете — и книги‚ и журналы‚ и газеты. Но вместе с изданиями во Всемирную паутину уходят и люди. Из редакторов они переквалифицируются в контент-менеджеры‚ осваивают web-верстку‚ и спрос на их услуги даже растет!
 
Для представителей отдельных профессий (литредактор‚ корректор и др.) отсутствуют возрастные ограничения — это тоже плюс. Даже после выхода на пенсию многие из них продолжают успешно трудиться‚ ведь опыт и знания таких специалистов бесценны!
 
Еще один голос в пользу выбора такого ремесла — карьерный рост (при наличии подходящего образования и опыта). Скажем‚ верстальщик может стать дизайнером‚ техническим редактором‚ корректор способен занять должность литредактора и т.д. Подобная преемственность объясняется просто: в издательском деле нельзя работать обособленно‚ технологический процесс таков‚ что все сотрудники тесно взаимосвязаны.
Есть и минусы: ненормированный график (когда нужно сдавать срочный заказ)‚ малоподвижный характер работы и высокий уровень ответственности‚ но они с легкостью нивелируются достоинствами профессий!
 
Автор текста: Юлия Мацкивская
 
Журнал «Обучение & карьера» № 09 (от 27 августа 2012)
 

КОММЕНТАРИИ

Новый пост

Нет комментариев.

САМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ

Календарь событий

 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

сегодня

нет событий