О&К

БЛОГ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
опубликовано 21.06.2010 | elena-kiseleva

Капитан‚ натягивай канаты...

Так поется в известной южноафриканской песне путешественников и любителей приключений. Теперь она стала гимном и для нас – девяти школьников и студентов из Швейцарии‚ Германии‚ Италии‚ России‚ Индии‚ США‚ Австралии и ЮАР‚ которые приняли участие в экспедиции путешественника Майка Хорна в Индии.

Майк Хорн – человек уникальный: он спускался по 22-метровому водопаду в Коста-Рике на надувной лодке‚ сплавлялся по Амазонке‚ путешествовал вдоль экватора вокруг Земли в одиночку‚ покорял вершины Гималаев без кислородной маски. Некоторые из его достижений попали в Книгу рекордов Гиннеса. С 2008 года Майк осуществляет экспедицию вокруг света на борту яхты Pangaea и на различных этапах берёт с собой молодёжь от 15 до 20 лет. Отбор участников  достаточно серьезный: из ребят со всего света (заявку можно заполнить на официальном сайте www.mikehorn.com) отбирают 16 – их приглашают в 11-дневный лагерь в Швейцарию. Ребята устраивают экологические презентации‚ занимаются парусным спортом и скалолазанием‚ проходят физические и психологические тесты... За это время Майк и его команда выбирают из них 8-9 человек‚ наиболее достойных для участия в очередной части экспедиции. Участие во всех этапах полностью бесплатное и оплачивается спонсорами проекта.

Так‚ еще в сентябре 2009 года я заполнила заявку на участие в Индийской части экспедиции и через несколько месяцев была приглашена в отборочный лагерь в самое сердце Швейцарских Альп. Россию представляла я одна. А уже в январе 2010 я паковала чемоданы в жаркую Индию.

До стартовой точки экспедиции – Порта Блэр на Андаманских островах – путь был неблизкий. Из Москвы я с Дмитрием‚ соотечественником и фотографом проекта‚ вылетела в Дубай‚ где собирались молодые участники. Сутки мы провели в Эмиратах‚ после чего нас ждал рейс до индийского города Ченнаи. Там мы пересели на очередной самолет до пункта назначения.

Команда Майка – всего человек десять. Люди из разных стран‚ разных возрастов‚ но все очень сплоченные и дружные. Сюда же входят и члены семьи – жена Кэти и брат Мартин.

О Кэти хочется сказать особо. Они с Майком познакомились‚ когда она приехала учиться горнолыжному спорту из Новой Зеландии в Швейцарию‚ а Майк как раз работал там инструктором. Перед отъездом родители наставляли дочь: только не оставайся в Европе и не влюбляйся. Кэти нарушила оба обещания... В то время как Майк уходил в очередную экспедицию‚ Кэти с дочерьми молила Бога‚ чтобы он вернулся невредимым. Теперь они вместе работают над проектом Pangaea.

Идея Майка – объединить людей из разных стран‚ неравнодушных к экологии и красоте нашего мира‚ поэтому весь проект и яхта были названы Pangaea – так именовался существовавший когда-то единый суперконтинент. Яхта была создана специально для проекта. Она оборудована по последнему слову техники. Внутри - каюты‚ душевые‚ комната для конференций‚ просторная кухня... Ночевать мы сразу же решили на матрасах на палубе – прямо под звездным небом.

Программа следующих дней была расписана по мелочам. Мы высадились на одном из Андаманских островов и изучали местное биоразнообразие. Здесь растут мангры – уникальные растения с огромной корневой системой‚ прекрасно чувствующие себя в морской воде. Немало мангров было повалено – это последствия цунами 2004 года‚ от которого заметно пострадал и подводный мир островов. Но куда большее негативное влияние на биосистему оказывает человек: в Индии очень остро стоит проблема мусора. Его мы собирали даже на необитаемых Андаманах – чего только не выбрасывает на берег океан... Пакеты с мусором мы перевозили на яхту‚ где компрессовали его в специальной машине.

Майк познакомил нас с командой центра ANET (Andaman & Nicobar ecological team): каждый год они привлекают волонтеров для участия в экологических проектах. Особенно понравилось бы здесь любителям снорклинга и дайвинга. Собственно‚ изучить подводный мир предстояло и нам: сначала мы плавали с масками и трубками на небольшой глубине‚ после чего нас стали готовить к дайвингу.

Для большинства из нас это было первое погружение: молодежь разделили на пары‚ к каждой прикрепили члена команды Майка (все они – профессиональные дайверы). После теории началась практика: когда за моей спиной оказался тяжелый баллон с газом‚ я подумала‚ что упаду на месте. В воде же он не чувствуется совсем. Золотые правила дайвинга –  расслабиться‚ никогда не задерживать дыхания и продувать нос‚ чтобы не закладывало уши. Но самое  главное – общение с партнером‚ с которым погружаешься – с помощью знаков.

Уже через несколько дней практики мы погружались на 16 метров: рыбы-клоуны‚ разноцветные змейки‚ кораллы всех форм и размеров – всю эту красоту не передать словами. Подсчет встреченных экземпляров мы вели на специальных блокнотах и потом составляли таблицы с результатами для ANET.

В один из дней мы посетили местный городок Хэвлок. Белоснежные пляжи‚ гигантские пальмы‚ чудесные экзотические цветы – где может быть рай‚ как ни здесь? Мы побывали в местной школе: нас усадили на сцену под открытым небом‚ а вокруг столпились около двухсот мальчишек и девчонок. Одна из участниц экспедиции‚ индианка Париди‚ рассказала о нашем проекте на хинди‚ а мы показывали на карте мира‚ откуда приехали. Индийцы – удивительные люди‚ особенно дети: открытые‚ дружелюбные и всегда улыбаются. Где-то я прочитала‚ что они живут по принципу «я хороший‚ и мир хороший» - очень правильная‚ на мой взгляд‚ философия.

Следующим нашим приключением стала ночь на Английском острове без команды Майка. Нам предстояло заночевать в гамаках‚ а на следующее утро пройти десяток километров к ожидавшей нас моторной лодке. Развесив гамаки‚ мы решили посидеть у костра: южноафриканец Рубен развёл огонь‚ швейцарка Флоранс достала припасённый шоколад‚ а австралиец Марк начал рассказывать страшные истории. А уже на следующее утро‚ проснувшись свежими как огурчики‚ мы отправились к лодке: по пути встретились крабы‚ ящерицы‚ олени и бабочки‚ абсолютно не боящиеся человека...

Но вот Майк взял курс на остров Баррен. Там находится действующий вулкан‚ поэтому высаживаться на нём категорически запрещено. Мы должны были пробыть около острова сутки‚ чтобы успеть изучить природный мир и осмотреть Баррен с моторной лодки. Ночью‚ как обычно‚ у молодёжи‚ была вахта: когда в течение часа каждый из нас наблюдал за радарами в рубке и бил тревогу‚ если показатели глубины и проч. отклонялись от нормы – такого‚ к счастью‚ ни разу не случалось. Мы будили друг друга по цепочке. Так и в этот раз: отстояв пост с двенадцати до часу‚ я вернулась на палубу‚ как вдруг заметила‚ что вся она в чёрной пыли. В темноте я кое-как пробралась к американке Кэтрин‚ которая должна была идти на пост после меня. Она уже не спала: оказалось‚ что пока я была в рубке‚ произошло маленькое извержение и всю яхту покрыла вулканическая пыль. Всё следующее утро мы приводили Pangaea в порядок.

Мы провели на Андаманских островах около 12 дней‚ после чего вернулись в Порт Блэр. Этот город похож на привет из 60х с культурой хиппи‚ восточными благовониями и свободой в воздухе. Местные такси похожи на советские Волги‚ только руль – справа. Зашли в местные магазинчики: фигурки индийских богов‚ жемчужные серьги‚ деревянные браслеты‚ хлопковые сумки‚ благовония – нам были готовы продать всё и сразу. Местный рынок таким и представлялся: с острым запахом специй и пряностей. Мы перепробовали множество лакомств‚ но больше всего понравились индийские лепёшки‚ мороженое и крепкий чай с молоком.

Вернувшись на борт яхты‚ мы принялись собирать вещи: это был наш последний вечер на Pangaea – впереди ждало путешествие в Колькутту. Кроме нас европейцев в самолёте не было‚ поэтому местные устроили на борту настоящий дебош: повытаскивали камеры‚ сотовые телефоны и стали с нами фотографироваться. Обеспокоенный экипаж самолета принудительно усаживал разволновавшихся индийцев на места.

А впереди ждало путешествие в Сундербанс - знаменитый тигровый заповедник. Сейчас на его территории живут около 250 тигров. Здесь бытует пословица: «Даже если ты не видишь тигра‚ он видит тебя». Действительно‚ тигра увидеть не просто‚ но кто знает – может‚ он скрывается в мангровой чаще и сам наблюдает за тобой?

Мы плыли по реке на катере и наблюдали за берегами: удалось увидеть крокодила‚ мартышек‚ различных птиц... Периодически совершали пробы воды из реки – потом бутылочки с образцами отправят на борт Pangaea для дальнейшего изучения. Вечером мы с  фотографом Дмитрием решили ненадолго покинуть лагерь‚ в котором остановились на ночлег‚ и посмотреть местную деревню. Проходя мимо одного из домиков‚ я увидела лавку со сладостями и предложила туда заглянуть. У окошка встретила индианка‚ говорящая на бенгальском. Так как сдачи со ста рупий у нее не оказалась‚ она знаками пригласила следовать за ней. Мы пришли к одному из самых больших домов деревни‚ у входа в который сдело около 30 человек – местные женщины в нарядных сари‚ дети и мужчины с трубками. Нас усадили на скамеечки‚ как почетных гостей‚ и принесли местные кушания. Мы отведали креветок‚ рыбу и картофель с овощами – все под острейшим соусом. У меня от такой еды даже потекли слезы‚ но отказаться было нельзя – боялись обидеть гостеприимных хозяев. Все купленные сладости мы раздали местным детям‚ и вскоре вся деревня повторяла «Russia...India...friends...». Местные принесли гармонику – традиционный музыкальный инструмент‚ похожий на наш аккордион. Самый пожилой человек исполнил несколько песен – его голос был удивительно мелодичным и сильным. Попросили спеть и нас – пришлось вспомнить все‚ что мы знаем на разных языках‚ - кажется‚ местные остались довольны.

Тут было хотели предложить «трубку мира»‚ но мы заволновались‚ что нас хватятся в лагере‚ и собрались уходить. Нам дали двух провожатых‚ и мы очень быстро добрались до места.

Утром следующего дня нам предстояло покидать лагерь и возвращаться в Колькутту. Майк придумал для нас задание – добираться до города нужно было самостоятельно‚ выспрашивая дорогу у местных‚ и использовав несколько видов транспорта. Мы взяли «тук-тук» - что-то наподобие открытой повозки с мотором‚ какую-то часть пути прошли пешком‚ потом переправлялись на другой берег на лодке; наконец попали на железнодорожную станцию. В общей сложности мы покрыли 91 километр.

Шестнадцатый день в Индии должен был стать последним. Утром нас повезли в Удаян – пансионат для детей‚ чьи родители умерли от ещё свирепствующей в Индии лейпросии. Лейпросия – по-нашему – проказа. До 18 лет эти дети под присмотром преподавателей и врачей‚ здесь же они учатся и приобретают будущую профессию. После совершеннолетия ребятам помогают найти работу и устроить свою жизнь. Одним из создателей пансионата был французский писатель Доминик Лапьер‚ написавший знаменитую книгу «Город удовольствий»‚ по которой был поставлен замечательный фильм с Пэтриком Суэйзи в главной роли.

После посещения индийских детишек нам предоставили свободу действий. Кто-то отправился смотреть крикет – Индия играла с Южной Африкой‚ кто-то – делать покупки. Вечером все собрались под крышей отеля на прощальном вечере с музыкой‚ картами‚ смешными историями и обменом впечатлениями. Около часа выделили на то‚ чтобы презентовать Майку свои проекты об улучшении экологической ситуации на Андаманских островах: девять человек разделились на три команды. Одни отвечают за проект по сбору мусора‚ другие – за проверку рифов и подсчет рыб‚ третьи – за улучшение ситуации с влиянием человека на окружающую среду. Их мы будем дорабатывать по приезду домой.

А где-то в десять вечера пошёл дождь – первый индийский дождь за все наше путешествие!

Мы разошлись только около четырех утра‚ чтобы проснуться через пару часов и поехать в аэропорт. Трудно описать‚ что чувствовал каждый из нас. Наверное‚ грусть‚ что все кончилось и надежду на то‚ что все только начинается – наша большая совместная работа по улучшению экологической ситуации. Если отборочный лагерь был проверкой наших сил и возможностей‚ то экспедиция доказала‚ что в принципе человек способен на очень многое – нужна лишь вера в себя и желание что-то изменить.

Сейчас заканчивается экспедиция в Пакистане по покорению Гималаев; на повестке дня - отборочный лагерь для экспедиции в пустыню Гоби‚ Китай. А уже в декабре 2010 года команда Майка с новыми молодыми исследователями отправится на Камчатку.